В Государственной Думе приняты поправки в Воздушный кодекс РФ, которые совершенствует процедуры обслуживания пассажиров электрических креслах-колясках.
Во вторник, 23 сентября, в Государственной Думе Российской Федерации приняты поправки в Воздушный кодекс, которые вводят новые стандарты обслуживания пассажиров на креслах-колясках с электроприводом, также уточняются ответственные по обеспечению обслуживания пассажиров с инвалидностью.
«Новый закон делает процесс обслуживания пассажиров с инвалидностью более внимательным к особому путешественнику. Так, пассажиры, использующие кресла-коляски с электроприводом, оборудованные съемной аккумуляторной батареей, получили право пользоваться ими в аэропорту вплоть до посадки на борт самолета. Это важное изменение, которое повышает мобильность и комфорт людей с ограничениями по здоровью в аэропорту», – говорит Михаил Терентьев, координатор партпроекта «Единая страна – доступная среда», депутат Государственной Думы, председатель Всероссийского общества инвалидов.

Ранее свою электроколяску пассажир должен был сдавать при регистрации на рейс и пересаживаться на другую, выданную аэропортом, и многим людям с инвалидностью было крайне не комфортно передвигаться по аэровокзалу на чужом кресле-коляске. Нередко случались травмы из-за того, что приходилось долго находиться в непривычном средстве передвижения.
Для обеспечения безопасности полетов в законе прописан регламент пересадки из личного кресла-коляски в кресло, предоставляемое аэропортом. Перевозчик и служба аэропорта обязаны проинформировать пассажира о времени и месте пересадки при регистрации. Пассажир на электроколяске со съемной аккумуляторной батареей обязан прибыть на посадку немного заранее до начала общей посадки на рейс.
Новые нормы регулируют и обязанность по организации медпункта на базе аэропорта: юридические лица, владеющие аэровокзалами, обязаны организовать функционирование фельдшерского здравпункта для оказания медицинской помощи лицам, находящимся на территории аэропорта. Стандарты его оснащения и работы установит Минздрав России по согласованию с профильным авиационным ведомством.
Также учтена синхронизация информации между всеми участниками путешествия: договоры между перевозчиками, их агентами, туроператорами и службами аэропорта теперь должны предусматривать порядок взаимного информирования о запросах пассажиров с инвалидностью на специальные услуги. Это позволит создать непрерывную цепочку обслуживания. А организации, обслуживающие пассажиров в аэропорту, обязаны размещать на своих официальных сайтах актуальную информацию о наличии в аэропорту амбулифта.
«Принятые поправки направлены на системное решение проблем, с которыми сталкиваются пассажиры с инвалидностью при авиаперелетах. Закон не только расширяет их права, но и вносит ясность и предсказуемость в процедуры обслуживания для всех сторон – от самого пассажира до сотрудников аэропорта и членов экипажа», – заключил Терентьев.
Введение единого порядка, обязательного для исполнения на всей территории страны, должно обеспечить равный и высокий стандарт доступности воздушного транспорта. Большинство положений закона, касающихся обслуживания пассажиров с инвалидностью, вступают в силу с 1 марта 2026 года. Отдельные нормы, связанные с информированием пассажиров, начнут действовать с 1 сентября 2028 года. Такой переходный период позволит авиакомпаниям и аэропортам адаптировать свои процессы и инфраструктуру к новым требованиям.