29 июня в зале Ученого Совета МГТУ им. Н.Э.Баумана состоялось очередное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов под председательством Руководителя Администрации Президента РФ Нарышкина С.Е.
В ходе заседания были заслушаны доклады Статс-секретаря - заместителя Министра образования и науки РФ Лобанова И.В. «О мерах по созданию условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» и Статс-секретаря – заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ Воронина Ю.В. «О ходе выполнения ранее данных поручений по итогам заседаний Совета при Президенте РФ по делам инвалидов и проекте государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы»
Кроме того на заседании выступили ректор МГТУ им.Н.Э.Баумана Александров А.А., мэр г.Омска Шрейдер В.Ф. и депутат Государственной Думы ФС РФ Терентьев М.Б.
В своем выступлении Михаил Терентьев отметил следующее:
«Доступность профессионального образования для инвалидов, безусловно актуальна, но не только в связи с тем, что это одно из требований Конвенции ООН по правам инвалидов, а по той причине, что профессиональное образование во многом определяет социальный старт любого человека.
Уходя от медицинского определения инвалидности, мы считаем, что это то состояние человека, при котором он наталкивается на физические и социальные барьеры в большей мере, чем другие. Во всем остальном он такой же человек, такой же член общества со своими гражданскими правами и обязанностями. Поэтому, так же как и все, инвалид может полноценно реализоваться в обществе только чувствуя потребность в себе, в частности как квалифицированного работника или служащего, что невозможно рассматривать в разрыве от реабилитационной системы, включающей профессиональное образование в том числе.
При этом профессиональное образование должно быть не только доступным, но и инклюзивным, то есть человек, лишенный зрения или слуха, человек на коляске, человек с военной травмой и др. должны иметь возможность обращаться в любые учебные заведения для освоения специальностей. Иметь возможность выбора, которая появляется после комплекса реабилитационных мероприятий, позволяющей достичь наибольшей самостоятельности и независимости.
Для этого необходима единая система взглядов на все звенья образования инвалидов, включающие дошкольное и общее среднее образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Обществу, которое социально адаптировано, будет легче вовлекать инвалидов в профессиональное образование и трудоустройство на открытом рынке труда. Я противник дистанционного участия в жизни! Я хочу, чтобы все инвалиды были вовлечены в общество.
Этот красивый тезис на практике означает несколько важнейших внедрений.
Важнейшим является комплексность и системность подхода к образованию инвалидов. То есть, базовые нормативные акты, и, прежде всего закон об образовании, должны содержать всю необходимую терминологию для придания правового статуса особенностям работы всех видов учебных заведений и их финансирования в связи с организацией внутри себя системы, позволяющей людям с разными формами инвалидности беспрепятственно обучаться наравне с другими учащимися. Подготовленный Министерством образования и науки проект закона об образовании этого совершенно не учитывает.
Так, отсутствует определение «студент-инвалид», без которого невозможно определить материальную обеспеченность и стоимость учебного места в ВУЗе. Закон должен предусматривать учебно-вспомогательный персонал, обеспечивающий инклюзивность обучения.
Необходимо подумать и о стимулировании образовательных учреждений, например, через увеличение количества бюджетных мест тем учреждениям, которые создают условия для обучения инвалидов.
Но это только одна сторона дела, другая, не менее важная, заключается в обеспечении равенства возможностей для людей с инвалидностью получать работу на предприятии и в учреждении. На мой взгляд, здесь упор должен делаться на квалификацию работника, а не на некие повинности, установленные законодателем. Если конкретный работодатель не будет видеть выгоду для предприятия или учреждения в эффективности работника с инвалидностью, то ничто не заставит его принять на работу инвалида. Хотя для уничтожения стереотипов по отношению к инвалидности, наверное, есть необходимость обязать госучреждения соблюдать закон о квотировании рабочих мест. Но это уже следующий вопрос, а сейчас мы ведем речь непосредственно о системе образования всех уровней, позволяющей приобрести квалификацию.
И тот факт, что в процессе работы над законопроектом об образовании не был привлечен ни один представитель организаций инвалидов не просто плохо, а говорит о не совсем правильной работе со стороны Министерства.
При этом со стороны людей с инвалидностью, имеющих активную жизненную позицию нет нежелания учиться, о чем явственно свидетельствуют паралимпийцы. Практически две третьих прошли или проходят обучение в качестве студентов для получения разнообразных специальностей, из которых около половины - не физкультурных.
Поэтому, сейчас ситуация меняется и Министерство должно это учитывать, создавая базовый законопроект. Общественные организации инвалидов необходимо привлекать не только в процессе каких-то масштабных проектов, но и как системных экспертов в обеспечении условий доступности, в том числе в образовании. Дело в том, что видов инвалидности много и многие из них совершенно различны, требуют специфического подхода, поэтому доступность образования может быть обеспечена только с привлечением опыта общественных организаций инвалидов, которые лучше всех знают детали нозологических групп инвалидности. В связи, с чем предлагаю создать рабочий орган по доработке законопроекта с привлечением экспертов.
Кроме того, сейчас, когда немалая часть ВУЗов страны является региональными, особо важным является учитывать при оценке деятельности региональных органов власти работу по созданию условий доступности и решению других вопросов, касающихся людей с инвалидностью. Об этом, кстати, Дмитрий Анатольевич дал поручение еще на первом заседании Совета. До настоящего времени поручение об изменении в соответствующий Указ Президента РФ внесены не были.
Изменения в указ заставят руководителей исполнительной власти субъектов РФ задумываться о том, что необходимо строить мир для всех.
Процесс изменения отношения общества к инвалидности долгий, и потребуется не одно поколение, чтобы изменить стереотипы, которые существуют в обществе. Но надо начинать уже сегодня».